Государственно-частное партнёрство
Государственно-частное партнёрство — привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, технологическому обслуживанию и эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и предоставления публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативно-правовых актов.
Практика показывает, что для проектов, реализованных в форме государственно-частного партнёрства, характерно применение передовых технических и управленческих решений.
Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.
В результате многолетнего партнёрства Правительства Санкт-Петербурга и частного бизнеса реализованы такие крупные инфраструктурные проекты как:
- развитие территории аэропорта «Пулково»;
- строительство и эксплуатация Западного скоростного диаметра (ЗСД);
- создание, реконструкция и эксплуатация трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга;
- cоздание и эксплуатация автомобильных дорог на территории жилого района «Славянка»;
- создание и эксплуатация на основе государственно-частного партнёрства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории кварталов II, III, V и VI жилого района «Славянка» Пушкинского района;
- создание и эксплуатация на основе государственно-частного партнёрства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Целевое предоставление земельного участка в рамках соглашения о ГЧП Получатели Организация, с которой заключено соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП).
Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о ГЧП:
Условия предоставления
- регистрация на территории Санкт-Петербурга;
- осуществление полного или частичного финансирования проекта;
- реализация в рамках ГЧП социально значимого проекта на территории Санкт-Петербурга, направленная на развитие образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта, культуры, туризма, транспортной и инженерной инфраструктур, инфраструктуры связи и телекоммуникаций;
- объектами соглашения о ГЧП являются:
1) транспортная инфраструктура и транспорт, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт, а также подземный (метрополитен) и иные виды транспорта общего пользования;
2) системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда;
3) объектов энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;
4) объектов подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;
5) объектов, используемых для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
6) объектов образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;
7) объектов, используемых для осуществления туризма, рекреации и спорта;
- эксплуатация объекта соответствует назначению объекта соглашения о ГЧП.
Преимущества механизма государственно-частного партнёрства
Преимущества
- долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса;
- частный партнёр участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве и реконструкции объекта, но и в его эксплуатации и/или техническом обслуживании;
- распределение рисков между частной и публичной стороной;
- способствование развитию конкуренции;
- возможность получения земельного участка без проведения торгов (в случаях, предусмотренных ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ);
- налоговые льготы для инвесторов;
- повышение качества оказываемых услуг.
Преимущества для бизнеса
- взаимодействие с публичной стороной в рамках долгосрочных соглашений;
- возможность получения земельного участка без проведения торгов для целей реализации соглашения о государственно-частном партнёрстве и концессионного соглашения;
- возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности);
- возможность увеличивать свою выручку по проекту за счёт оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации;
- распределение рисков по проекту между частной стороной и публичным партнёром (концедентом);
- в случае частной инициативы — возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения;
- сокращённые сроки заключения соглашения.
Процедура заключения соглашения для реализации проекта ГЧП
Процедура заключения соглашения для реализации проекта ГЧП
- Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
- Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2015 №1112 «О рассмотрении предложений о заключении концессионных соглашений;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.11.2009 №1241 «О Межведомственной комиссии по отбору концепций проектов в целях их реализации путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах при Правительстве Санкт-Петербурга;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 №100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга».