Дорогие друзья!

Санкт-Петербург – крупнейший деловой центр, культурная столица России, город передовой науки и инноваций. Он принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся регионов страны.

Петербургский бизнес-климат сочетает значительный бизнес-потенциал и минимальные риски для инвесторов. Многие мировые компании выбрали наш город для ведения своего бизнеса. Городская экономика и финансы сохраняют безусловную привлекательность для дальнейшего притока капитала.

Мы развиваем сотрудничество и укрепляем партнерские связи со многими городами и странами. Город на Неве интересен инвесторам диверсифицированной экономикой, мощным промышленным комплексом, разветвленной транспортно-логистической инфраструктурой. Здесь сосредоточен огромный кадровый и интеллектуальный потенциал.

Привлечение инвестиций – стратегически важное направление в деятельности Правительства Санкт-Петербурга. Мы работаем с инвесторами на взаимовыгодных условиях, по принципу «единого окна». Это позволяет существенно сократить сроки рассмотрения предложений инвесторов, согласования всех необходимых документов и процедур.

Город идет навстречу предпринимателям, чьи проекты имеют особую значимость для региона. Санкт-Петербург всегда был и продолжает оставаться открытым для новых, прогрессивных технологий, перспективных разработок и идей.

Добро пожаловать в Санкт-Петербург – город больших инвестиционных возможностей!

 

Послание губернатора Санкт-Петербурга к инвесторам в 2017 году

 

Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать участников второго ежегодного Инвестиционного форума в Санкт-Петербурге!

Второй раз мы расставляем приоритеты инвестиционной политики на следующий календарный год, оцениваем объем, структуру и направления поступающих инвестиций. Это позволяет сверить планы работы власти и бизнеса, предусмотреть дополнительные меры для улучшения делового климата и повышения отдачи от инвестпроектов для Петербурга и петербуржцев.

Наш город остается одним из лидеров посткризисного развития России во многом благодаря успешному привлечению инвестиций. Мы входим в пятерку промышленных регионов, формирующих более трети общего объема капиталовложений в национальную экономику. За прошлый год инвестиции в основной капитал выросли в Петербурге на 12% и превысили 582 млрд рублей. При этом инвестиции, очищенные от бюджетных средств, город сумел увеличить на 31%. Это один из лучших результатов по стране.

Бизнес видит перспективы у своих проектов в Петербурге и продолжает вкладываться в развитие. После второго квартала 2017 года доля собственных средств предприятий в структуре источников финансирования по-прежнему превышает 60%. Мы считаем это выражением доверия бизнес-сообщества городскому Правительству. Я хочу поблагодарить всех, кто сегодня вносит свой вклад в развитие Петербурга, модернизирует существующие производства, создает новые площадки, заключает перспективные инвестиционные соглашения.

За счет консолидации усилий нам с вами удается сохранять на высоком уровне и приток инвестиций в основной капитал петербургских предприятий. По итогам первого полугодия их объем в текущих ценах даже вырос до 249 миллиардов рублей.

Очень важно, что вопреки западным санкциям и другим сложностям в геополитике Санкт-Петербург сохраняет свою привлекательность и для зарубежных партнеров. В 2016 году в экономику города поступило 7,6 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, на 2 % больше, чем в 2015-м. В текущем году тренд также остается восходящим. А всего за пять последних и очень непростых для нашей экономики лет, город сумел привлечь иностранных инвестиций на сумму, превышающую 49,2 млрд долларов США. Почти в полтора раза больше, чем с 2001 по 2011 годы, которые принято считать «золотым десятилетием» для Петербурга (33,2 млрд долларов США).

Очередным свидетельством устойчивости города к негативному влиянию внешних факторов стало недавнее решение международного агентства «Фитч» («Fitch Ratings»). Прогноз долгосрочного кредитного рейтинга Санкт-Петербурга по международной шкале пересмотрен и повышен со «стабильного» до «позитивного». Мы надеемся, что интерес инвесторов к северной столице России повысит и публикация в конце октября рейтинга Всемирного банка «Doing Business 2018». В нем Петербург представляет нашу страну вместе с Москвой, и по итогам предыдущего рейтинга мы смогли преодолеть целевое значение (51 место), поднявшись сразу до 40-й позиции. Руководитель этого рейтинга госпожа Рита Ромальо минувшим летом лично побывала на берегах Невы и отметила наш комплексный подход к созданию комфортных условий для бизнеса.

Рост внимания к Петербургу европейских и мировых деловых кругов подтверждает и серьезный успех последнего Петербургского международного экономического форума. По своей представительности, общему числу участников и сумме заключенных контрактов он превзошел все предыдущие. От имени городского правительства также были подписаны рекордные 47 соглашений, объем заявленных инвестиций составил около 250 млрд рублей. Но самое главное — даже не цифры, а то, что форум дал старт целому ряду ключевых проектов, призванных существенно улучшить инфраструктуру Петербурга. Основной из них – проект строительства Восточной широтной магистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая – Зольная. Партнерами города согласились выступить «Банк ВТБ» и Евразийский банк развития. Реализация соглашения стоимостью 150 млрд рублей позволит повысить связанность между районами Петербурга и станет очередным, третьим после запуска КАД и ЗСД, шагом по отводу транспортных потоков от исторического центра.

Как вы знаете, все эти шаги делались и делаются при непосредственном и активном участии Президента нашей страны. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить В.В.Путина от имени всех петербуржцев за многолетнюю и неизменную поддержку своего родного города.

Еще одним значимым итогом ПМЭФ-2017 стало для Санкт-Петербурга попадание в первую 20-ку Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Мы третий год подряд улучшаем позиции в этой табели о рангах, которую составляет Агентство стратегических инициатив. Сейчас мы преодолели 5 ступенек и заняли 17-е место. Кому-то может показаться странным, почему при скромных – на первый взгляд темпах продвижения успехи города были отдельно и неоднократно отмечены и авторами рейтинга, и руководством страны. В действительности никакого противоречия тут нет. Федеральному центру хорошо известно, насколько серьезный объем работы проделан Правительством Петербурга совместно с бизнес-сообществом. Началась она после самого первого рейтингования регионов, когда город был причислен к аутсайдерам. А пик этой работы пришелся на последний год, когда Штаб по улучшению условий ведения бизнеса под моим руководством предметно занялся снижением административных барьеров.

Не все достигнутое нами может быть учтено в рамках действующей методики составления рейтинга АСИ. Зато есть конкретные цифры, которые говорят сами за себя. Срок получения разрешения на строительство в Петербурге сократился с 237 до 90 дней. Срок согласования земляных работ, в том числе выдачи порубочных билетов до 12 дней. Срок подключения к электричеству только за последние полгода удалось уменьшить с 80 до 72 дней. Свою роль, помимо упрощения процедур, здесь сыграли реконструкция старых и ввод новых электрических мощностей, включая вторую очередь Юго-Западной ТЭЦ.

Весной на межрегиональном конгрессе по строительству мы договорились с бизнесом о совместной работе по внедрению электронного документооборота. Начали с решения застарелой проблемы - внесения изменений в порядок принятия и выдачи проектов планировки территорий. А закончили запуском «Единой системы строительного комплекса». Сегодня строители уже получают с ее помощью 24 основные госуслуги по принципу «одного окна» в электронном виде и экономят 30% времени по сравнению с бумажным оформлением. В ближайшие несколько месяцев планируем удвоить количество электронных услуг и практически полностью перевести эту сферу на безбумажные алгоритмы.

Запущен и целый ряд других, вполне понятных и «близких» бизнесу технологий и процессов. В начале 2017 года на новой площадке открылось единое окно для инвесторов. Специалисты фронт-офиса «единого окна» уже предоставили более 3000 консультаций и приняли более 900 заявлений о предоставлении объектов недвижимости в целях строительства и реконструкции. Заработал обновленный Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. Его особенность - быстрый доступ пользователя к сведениям об инвестплощадках, объектах инфраструктуры и мерах поддержки, предоставляемых инвестору государством.

Я уверен, что наш город и дальше продолжит свое продвижение в Национальном рейтинге состояния инвестклимата. Как вы знаете, Минэкономразвития обобщил данные АСИ и составил 12 целевых моделей для упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов. На основании этих моделей для каждого субъекта РФ были разработаны «дорожные карты», чтобы помочь приблизить целевые показатели к передовым российским значениям. Их реализация объявлена одним из важнейших приоритетов государства в экономике. Петербург на сегодняшний день – в числе лидеров по решению этой задачи. Практически все, что предписывалось сделать городу «дорожными картами», успешно выполнено.

Сегодня 90% опрошенных «Опорой России» компаний заявляют о том, что получение лицензий или других разрешительных документов не представляет сложностей. И только 10% организаций считают административные барьеры основной преградой для ведения бизнеса в нашем городе.

Хочу отметить, что за последний год Петербург значительно расширил форматы взаимодействия с деловым сообществом. Инициативы, помогающие упростить работу с властью, теперь могут вноситься на всех уровнях – от рабочих групп Штаба по улучшению ведения бизнеса до регионального «Форсайт-флота», сессию которого мы провели первыми в России. Мы внесли изменения в процедуру оценки регулирующего воздействия. Если раньше замечания экспертов и бизнеса на проекты нормативных правовых актов носили рекомендательный характер и зачастую не учитывались исполнительными органами, то теперь такие вопросы решаются на согласительном совещании с участием всех сторон: профильных вице-губернаторов и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге.

Правительство города открыто для всех предложений, имеющих целью повышение продуктивности диалога между бизнес-сообществом и органами власти. Весомый вклад в этот процесс продолжают вносить традиционные, давно доказавшие свою эффективность площадки Санкт-Петербурга, такие, как Совет по инвестициям, Экономический совет, Промышленный совет, Общественный совет по малому предпринимательству.  В непростых условиях последних лет они помогли нам оперативно решить наиболее острые вопросы, разработать и реализовывать широкий набор преференций для инвесторов самого разного уровня.

При этом локальную вовлеченность в развитие городской территории и усиление инвестиционной активности районных администраций позволит обеспечить созданный в сентябре этого года Комитет территориального развития.

В 2017 году город уменьшил порог по величине инвестиций для присвоения проекту стратегического статуса. Компании, реализующие инвестпроекты, получили возможность снижения платы за предоставление объекта недвижимости, находящегося в собственности Санкт-Петербурга. Мы дополнили существующие формы господдержки инвесторов новым инструментом - сопровождение подготовки и реализации инвестпроектов. Кроме того, в настоящее время город готовит проект федерального закона, который расширит возможности ГЧП и распространит действие этого механизма на движимое имущество. Включая парковочное оборудование, элементы благоустройства, остановки общественного транспорта и т.п.

В целом период принятия чрезвычайных мер в сфере инвестиций, да и в экономике города в целом, подходит к концу. По итогам трех кварталов 2017 года статистика фиксирует у Санкт-Петербурга умеренный рост основных показателей относительно аналогичного периода 2016 года. Индекс промышленного производства (ИПП) составил 103,1%; оборот организаций увеличился на 5,1%, а темпы роста доходов городского бюджета выше прошлогодних. До конца этого года откроется 20 новых производств. Это дает нам возможность «перевести дух» и подумать о смещении акцентов. Не только в нашей деятельности по улучшению конкретных инвестиционных институтов, но и во всей инвестиционной политике.

Я считаю, что в 2018 году мы должны в большей мере сконцентрироваться на решении не краткосрочных, а долгосрочных задач. Уйти от так называемого «веерного» предоставления льгот и приступать к созданию системы поддержки проектов с наивысшим потенциалом. То есть – хорошо просчитанных, выгодных для города и горожан, и обоснованных на долгосрочный период с учетом стратегических целей Петербурга.

Уважаемые коллеги!

Минувшим летом Россия приступила к реализации проекта «Цифровая экономика». В.В.Путин называет его беспрецедентным «по своему масштабу, значению, влиянию на жизнь страны и каждого конкретного человека», и приравнивает к таким прорывным преобразованиям России, как строительство железных дорог в конце XIX века или электрификация страны первой половины XX века. Одна из первоочередных задач, поставленных Президентом по развитию «Цифровой экономики» - это запуск инструментов поддержки отечественных компаний, которые являются центрами компетенций в сфере цифровых и других сквозных технологий.

Санкт-Петербургу необходимо, прежде всего, существенно ускорить темпы работ над программой «Умный город». На совещании рабочей группы по развитию IT-технологий и конвергентных систем я поручил до конца этого года представить Правительству Петербурга концепцию «Умного города». Задача следующего этапа - формирование устойчивого спроса на продукцию петербургских IT-компаний через механизм госзаказа с учетом накопленного опыта импортозамещения. Стоит подумать и о разработке стимулов для предприятий, внедряющих IT-новации.

Высокий кадровый и научный потенциал, а также уровень компетенций IT-сектора дают Петербургу реальные шансы на опережающее развитие отрасли. Из 7400 организаций, имеющих государственную аккредитацию в указанной области на уровне РФ, в Петербурге находятся 945 компаний. Их разработки охватывают практически все сферы жизнеобеспечения экономики и пользуются огромным спросом в стране и мире. Чтобы не растерять, а, наоборот, приумножить этот ресурс, город должен уже сегодня сделать несколько шагов навстречу IT-бизнесу. Мною поддержана идея снизить ставку налога на прибыль для петербургских экспортеров программного обеспечения, а также для организаций, делающих крупные вложения в создание и модернизацию в Петербурге Центров обработки данных. Сегодня из 10 наиболее крупных российских DATA-центров у нас расположен только один, и такое положение дел надо менять.

В этой связи я поручил Комитету по экономическому развитию ускорить работу над согласованием конкретных параметров соответствующих законопроектов. Кроме того, городское Правительство готово предоставить IT-компаниям с петербургской юрисдикцией все необходимые меры поддержки для сохранения особо ценных кадров и привлечения в Петербург талантов из других регионов России.

Впрочем, скоро у нас и так не будет отбоя от желающих переехать в Петербург специалистов по высоким технологиям. Как вы знаете, на прошлой неделе поддержку Правительства РФ получил проект по созданию научно-образовательного и инновационно-производственного кластера на юге города. Решение о создании «Хайпарка ИТМО» не только обеспечит инвестиции в размере 41 млрд, но и открывает перед Петербургом новые горизонты. Мы добились включения кластера «Инноград науки и технологий» в перечень приоритетных инновационных кластеров Минэкономразвития. Пул предприятий-участников кластера сможет использовать инновационную инфраструктуру «Хайпарка ИТМО» и город получит своего рода акселератор развития фотоники, радиоэлектроники, биофармацевтики, робототехники, киберфизических систем.

Это не значит, что всем непричастным к созданию «Хайпарка ИТМО» можно сидеть сложа руки и ждать наступления лучших времен. Конечно, значение мощного IT-кластера для Петербурга трудно будет переоценить. Но его создание – лишь промежуточная цель в цифровой экономике. Перемены, основанные на информационных технологиях и инновациях должны прийти во все без исключения сферы жизни города, включая традиционные.

Стратегические задачи Петербурга по привлечению инвестиций, обозначенные мною год назад в первом Инвестиционном послании, остаются неизменными. Концентрация сил и средств на развитии высоких технологий и IT должна сочетаться с обеспечением притока инвестиций в уже существующие конкурентоспособные отрасли и предприятия.

Для поддержки перспективных инвестиционных проектов в промышленности постановлением городского Правительства в 2017 году утвержден порядок заключения специального инвестиционного контракта Санкт-Петербурга. В настоящее время проходит последние согласования законопроект, который установит пакет налоговых льгот для таких инвесторов. Льготы очень существенные, вплоть до обнуления налога на прибыль при заключении предприятием трехстороннего специнвестконтракта в сфере обрабатывающих производств и с Российской Федерацией и одновременно с Санкт-Петербургом. Законопроект будет внесен в Законодательное собрание в самое ближайшее время. Правительство рассчитывает на его принятие до конца ноября. Этот инструмент с нетерпением ждут уже больше десятка промышленных предприятий, включая «Биокад», «Герофарм», «Полисан», «Хендэ Моторз Мануфакторинг Рус» и других.

По моему поручению в 2018 году будет проработан вопрос о целесообразности применения в Санкт-Петербурге механизма так называемых «офсетных контрактов». Они заключаются только на уровне субъекта федерации. В соответствии с офсетным контрактом подрядчик не только принимает на себя обязательства по поставке продукции для нужд региона, но и инвестирует в создание производственных мощностей на территории субъекта.

До конца текущего года Правительству города предстоит закончить работу над совершенствованием механизмов присвоения, подтверждения и прекращения статуса инновационно-промышленного парка, технологического парка и управляющих компаний.  Законопроект о соответствующих налоговых льготах планируется направить на рассмотрение депутатов Заксобрания в первом квартале 2018-го.  

В следующем году Санкт-Петербург планирует существенно расширить практику привлечения частных инвесторов к развитию транспортной инфраструктуры. В том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.

В соответствии с соглашением, подписанным на ПМЭФ-2017, начинается строительство линий скоростного трамвая по маршруту «Купчино-Шушары-Славянка» с объемом инвестиций не менее 25 млрд. рублей.  Уже завершен сбор заявок на право заключения концессионного соглашения. До конца 2017 года будет объявлен конкурс по проекту «Строительство линий скоростного трамвая «Южная – Колпино», объем инвестиций 20,6 млрд руб. Также до нового года мы планируем принять решение о проведении конкурса на право заключения концессионных соглашений по «Аэрокспрессу» «Пулково – Витебский вокзал».

Мы также рассчитываем, что в новом году Петербург вплотную подойдет к старту еще двух крупных транспортных проектов. Аэропорт «Пулково» по итогам года должен принять порядка 16 миллионов пассажиров. По условиям концессионного соглашения такой рубеж является основанием для начала следующего этапа проектирования и строительства второй очереди международного хаба. Министр транспорта России уже напомнил об этом партнерам города.  Кроме того, интересы развития туристической отрасли, также приоритетной для города, заставляют нас ускорить поиск инвестора для строительства нового Речного вокзала Санкт-Петербурга.

Уважаемые коллеги!

Продолжающийся рост туристического потока заметно подогрел интерес бизнеса к развитию гостиничной инфраструктуры. Достаточно сказать, что 3 из 5 проектов, рекомендованных Советом по инвестициям для присвоения статуса «стратегического», связаны с индустрией размещения туристов. Это проект компании «Ингеоком-констракшн» по строительству двух гостиниц категории «три звезды» на пр. Обуховской Обороны и Большеохтинском пр., проект ООО «ЛендГранд» по созданию многофункционального гостиничного комплекса «YE’S» и проект «ПЛАЗА ЛОТОС ГРУП» по строительству гостиничного комплекса с культурно-досуговым центром «Территория спорта» в Приморском районе.

Всего в Петербурге в разной стадии разработки находятся 15 проектов развития гостиничной инфраструктуры с потенциалом реализации до 2020 года. В начале 2017 года утверждена программа приоритетного развития трехзвездочных гостиниц, хостелов и гостиниц на базе плавательных средств. Город сформировал специальный перечень участков, и объектов, предоставляемых на льготных условиях под создание трехзвездочных гостиниц. Для повышения интереса частного капитала к этому сегменту рынка порог совокупного объема инвестирования в гостиничную инфраструктуру был снижен с 1,5 млрд рублей до 1 млрд. Кроме того, в настоящий момент прорабатывается возможность освобождения от уплаты налога на имущество организаций, реализующих инвестпроекты в сфере создания объектов гостиничной инфраструктуры и конгрессно-выставочной деятельности.

Хочу отметить, что Санкт-Петербург первым в России адаптировал механизм концессии для индустрии размещения туристов. В середине октября был объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации такого объекта на Васильевском острове. До конца года планируется объявить еще 4 аналогичных конкурса.

За последние годы мы не раз становились свидетелями успешного привлечения частного капитала к сохранению и использованию объектов культурного наследия. Среди удавшихся пилотных проектов – первая очередь реконструкция комплекса «Новая Голландия», и первая очередь креативного кластера Artplay в исторических зданиях бывшего ЦКБ машиностроения. В ноябре в помещениях бывшего Газового завода Обществ столичного освещения откроется самый крупный в мире Планетарий с куполом в 37 метров.

Вместе с тем, надо признать, что законодательные меры, принятые нами в 2017 году, не обеспечили приток инвестиций в восстановление и реконструкцию объектов культурного наследия в той мере, на какую мы рассчитывали. Прорывных результатов пока нет. Городу необходимо задуматься о применении механизма концессионных соглашений для привлечения инвесторов и в эту сферу. В отличии от продажи или аренды, концессия позволит при сохранении права собственности Петербурга и привлечь существенные внебюджетные средства и повысить эффективность использования городской собственности.

Частные инвестиции в социальную сферу создают в Петербурге совсем другое качество жизни. В сентябре этого года в тестовом режиме начал работу первый в РФ клинический центр протонной терапии, способный принимать до 800 человек ежегодно. Объем инвестиций в проект составил 7,5 млрд рублей. В 2018 году начнется реализация проекта по созданию Дома пожилых людей в поселке Репино на условиях концессии.  В среднесрочной перспективе частные инвестиции помогут созданию консультативно-диагностического центра амбулаторно-поликлинического типа на территории жилого района «Славянка», рассчитанного на обслуживание более 100 тыс. человек.

Наш город завершает подготовку к футбольному Чемпионату Мира 2018. Подготовка к нему стала отличным стимулом для популяризации спорта и развития спортивной индустрии, в том числе – на инвестиционной основе. Так, в 2017 году в рамках ПМЭФ было подписано концессионное соглашение о реконструкции футбольного стадиона на улице Верности, уч. 91 с общим объемом инвестиций в 970 млн. рублей.

В текущем году инвесторами подано уже 7 заявок на предоставление земельных участков под строительство спортивных объектов с трибунами. В 2018 году мы планируем строительство подросткового спортивного клуба в Колпинском районе и объектов спортивного назначения в Курортном, Московском и Приморском районах.

Сегодня при поддержке города реализовано или реализуется 11 проектов, предусматривающих размещение ледовых арен. На текущий момент введено в эксплуатацию 4 таких объекта, 3 находятся на стадии реализации и еще 4 на стадии подготовки. Среди тех, кому предоставлены земельные участки для строительства есть и Хоккейный клуб СКА.

Главной программой инвестиционного развития Санкт-Петербурга должен стать новый генеральный план Санкт-Петербурга.  Это, по существу, программа инвестиционного развития мегаполиса на длительную перспективу, основанная на положениях Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга. Его содержание, основанное на тщательной проработке целей территориального планирования и инвестиционных возможностях, должно дать четкие ориентиры предпринимателям и в значительной мере определить их позицию относительно финансовых вложений в объекты инвестирования в городе на долгосрочный период. И от того, насколько качественно будет составлен Генплан, во многом будут зависеть и привлекательность Петербурга для бизнес-проектов и объем инвестиций в основной капитал, необходимый для обеспечения достижения стратегических целей.

Как вы знаете, мною принято решение сдвинуть сроки принятия этого документа вправо. Важнейшими исходными данными для составления Генплана должны стать Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегия пространственного развития РФ и долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны, которые появятся в 2018 году. В сложившихся условиях мы имеем уникальную возможность разработать такой документ территориального планирования, который не на словах, а на деле сможет обеспечить возможность устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочный период.

С этой целью, наряду с учетом положений и требований упомянутых выше федеральных документов, необходимо обеспечить подготовку обосновывающих материалов для разработки нового Генерального плана Санкт-Петербурга. В этой связи мною поручено создать Межведомственную рабочую группу по обоснованию разработки нового Геплана. Эта мера обеспечит организационную основу для подготовки исходных данных на расчетный плановый период, обоснования прогнозной потребности в инвестиционных ресурсах, необходимых для создания городской инфраструктуры на период до 2030 года, а также оптимизации планов создания в городе объектов капитального строительства на среднесрочный период.

Еще раз приглашаю всех заинтересованных представителей бизнеса включиться в подготовку и разработку Генерального плана. Ваши предложения для нас очень важны и интересны, они обязательно будут учтены.

Уверен, что совместными усилиями власти и бизнеса Петербург сумеет найти в инвестиционной политике тот самый баланс, о котором несколько дней назад на Форуме «Россия зовет» говорил Президент нашей страны В.В.Путин. Это «баланс между сохранением устойчивости и более активной поддержкой новых факторов роста экономики».

Желаю вам успехов и всего самого доброго. 

Благодарю за внимание.

 

 

ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА К ИНВЕСТОРАМ В 2016 ГОДУ

 

Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать участников первого Ежегодного Инвестиционного форума!

Новый Форум необходим Санкт-Петербургу. Мы активно взаимодействуем с представителями крупного, среднего и малого бизнеса в рамках различных советов при губернаторе, обсуждаем программы и конкретные инвестиционные проекты. Однако единой площадки, где диалог бизнеса и власти мог бы строиться на философии «общего дела», к чему нас призывает Президент России, Петербургу явно не хватало. Я считаю, что Инвестиционный форум восполнит этот пробел. Я уверен, что он поможет нам лучше прочувствовать пульс бизнес-сообщества, сообща наметить дальнейшие шаги по улучшению инвестиционного климата и привлечению новых капиталовложений в экономику города.

Кроме того, мне как губернатору новая площадка дает возможность поговорить с предпринимателями, жителями нашего города в формате инвестиционного послания. Свое выступление я как раз и рассматриваю как инвестиционное послание на 2017 год. Заранее, за два месяца до начала следующего года, мы обозначаем основные направления и приоритеты инвестиционной политики города. Это позволит заблаговременно скорректировать планы работы органов власти и внести в них дополнительные меры по реализации инвестиционной политики.

Вместе со всей страной Петербург сегодня вступает в новую фазу развития. Задачи макроэкономической стабилизации, которые стояли перед городом в 2014-2016 годах, в целом решены успешно. Общими усилиями на этом временном отрезке нам удалось сохранить инвестиционную привлекательность города на фоне неблагоприятной экономической и внешнеполитической конъюнктуры, а также избежать падения объемов инвестиций. Более того, в фактически действующих ценах за четыре предыдущих года Петербург сумел увеличить инвестиции в основной капитал на 48%. Это один из самых лучших результатов в России.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить руководство нашей страны за поддержку на высшем уровне масштабной модернизации оборонно-промышленного комплекса Петербурга,  других проектов развития города, в первую очередь – международных. Я также хотел бы адресовать слова благодарности тем предпринимателям, которые в трудную минуту поверили Правительству и вложили средства в развитие действующих производств, в создание новых производственных площадок либо договорились с городом о новых инвестициях. Напомню, что только в рамках Петербургского международного экономического форума минувшим летом город подписал 24 соглашения о реализации конкретных инвестиционных проектов на 118 миллиардов рублей.

Последовательное продвижение по направлениям, указанным в стратегических документах Санкт-Петербурга, привлечение инвестиций в секторы, не связанные с нефтью и газом, позволили нам очень серьезно поднять уровень диверсификации экономики города. Когда в декабре прошлого года международное агентство Moody’s повышало нашему городу прогноз рейтинга с «негативного» на «стабильный», была особо отмечена устойчивость Петербурга к снижению цен на углеводороды. В текущем году уменьшение зависимости от нескольких крупных налогоплательщиков стало важнейшим фактором устойчивости нашего бюджета и социально-экономического развития города в целом.  

Ведущие рейтинговые агентства России, включая «РА-Эксперт», также не ошиблись, когда в конце 2015 года присвоили Санкт-Петербургу наивысшие инвестиционные рейтинги. Сегодня результаты, достигнутые по итогам трех кварталов, позволяют говорить о стабильности городской экономики. Статистика фиксирует небольшое, но достаточно уверенное повышение основных экономических показателей. Промышленное производство с начала года увеличилось на 3,4%. Это, кстати, намного лучше среднего по Российской Федерации. Уровень занятости составляет 73,5% от численности экономически активного населения, он самый высокий за всю историю наблюдений. Оптовая торговля показала рост практически на 38% к трем кварталам предыдущего года. Рост грузоперевозок составил более 10%. Как следствие, поступления в бюджет Петербурга по налогу на прибыль предприятий нарастающим итогом увеличились на 5% в первом квартале, на 13% – во втором и на 18% – в третьем квартале.

Инвестиции в основной капитал городских предприятий по итогам первого полугодия составили 205 миллиардов рублей, что на 12% больше аналогичного периода 2015 года. Важная деталь: в структуре инвестиций по источникам финансирования доля собственных средств инвесторов выросла до 57%, а привлеченные средства сократились до 43%. Снизились, пусть и ненамного, всего на 3%, бюджетные инвестиции. Они составили 18%.

Таким образом, что в Петербурге уменьшается общая зависимость инвестиционных программ как от бюджетных средств, так и от банковских кредитов. Это подтверждает и рост количества соглашений о строительстве новых социальных объектов на инвестиционной основе.  С 2012 года по настоящее время городом и застройщиками было заключено 107 соглашений по 196 объектам социального назначения на общую сумму порядка 81,5 млрд руб. А по результатам одного только 2016 года планируется заключить в общей сложности 50 соглашений по развитию 80 объектов социальной инфраструктуры на общую сумму 46,4 млрд руб.

Сохраняется устойчивый интерес к нашему городу со стороны иностранного бизнеса. В 2015 году в Петербург поступило 7,5 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. Конечно, это меньше чем рекордный показатель города в 2013-м году, когда мы привлекли более 13 млрд. Но это на миллиард с лишним долларов больше, чем в благополучном докризисном 2007-м (6,3 млрд).

В текущем году приток иностранных инвестиций продолжается. Иностранные компании не только не закрывают свои проекты в Санкт-Петербурге, а наоборот – заявляют о готовности их расширять. Среди таких компаний – «Fazer», «Procter&Gamble», «Wrigley» и многие другие. Кстати, компания «Wrigley» в сентябре запустила новую линию производства на своей фабрике в Петербурге, а также стала налоговым резидентом нашего города.

Хочу подчеркнуть, что в рамках реализации нашей Инвестиционной стратегии мы не ориентируемся исключительно на крупный иностранный капитал. Работа по его привлечению, естественно, продолжается, однако в обозримом будущем на этом направлении вряд ли стоит ожидать каких-то прорывных достижений с учетом внешнеполитической конъектуры. Не случайно ключевые мероприятия, которые город осуществлял на этапе сохранения макроэкономической стабильности, были адресованы, во-первых, компаниям любых масштабов деятельности, а, во-вторых, в значительной степени – отечественному бизнесу.

Естественные конкурентные преимущества Петербурга – близость к Евросоюзу, удобное географическое расположение, квалифицированная рабочая сила. Думаю, что в нынешних геополитических реалиях, из-за санкций и контр санкций, они становятся менее востребованы. С учетом того, что в экономике нашего города европейские партнеры традиционно играли более заметную роль, чем в экономике России в целом, мы в последние годы сосредоточили усилия на создании максимально благоприятных условий для развития бизнеса и новых возможностей для инвесторов всех без исключений – и иностранных, и российских.

Я имею в виду не только снижение планки для получения статуса стратегического инвестпроекта Санкт-Петербурга, предоставление таким инвесторам земельных участков на особых условиях и другие меры поддержки проектов, имеющих для города особую значимость. Введенные нами новые налоговые льготы для компаний, вкладывающих средства в основные фонды и в создание высокооплачиваемых рабочих мест, способствовали появлению в Петербурге значительного числа представителей среднего бизнеса. В том числе предприятий, занимающих крепкие позиции в перспективных сферах экономики, включая производителей программного обеспечения. К заметному росту налоговых поступлений привели и наши шаги навстречу малому бизнесу, связанные с увеличением адресных субсидий и снижением налогового бремени.

В 2015-2016 годах Правительством Санкт-Петербурга были достигнуты заметные результаты в сокращении административных барьеров. В частности, часть бюрократических процедур удалось отменить за счет оптимизации законодательства в сфере строительства. Время получения разрешения на строительство уменьшилось с 540 до 212 дней. Однако большую часть работы нам еще предстоит выполнить. Также в соответствии с планами, установленными совместно с Министерством строительства Российской Федерации, сейчас активно ведется работа по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид.

За последний год Петербург сумел повысить доступность энергетической инфраструктуры. Обеспечена возможность технологического присоединения к электрическим сетям в течение 7 дней и одновременное заключение договора энергоснабжения по принципу «одного окна». Присоединение к электросетям у нас осуществляется в 3 этапа. Это достаточно высокий показатель в мировой практике. В этом году наша система технологического присоединения к электросетям признана «Лучшей практикой» в России.

Кроме того, мы избавили участников рынка от необходимости получать разрешения на строительство ряда объектов энергетической инфраструктуры, что позволит развивать ее более быстрыми темпами.

Также за последний год в Петербурге выполнено, в том числе с опережением сроков, более 80% мероприятий «Дорожной карты» по формированию благоприятного делового климата.

Буквально через неделю будет опубликован рейтинг Всемирного банка «Doing Business 2017». Как вы знаете, наша страна при непосредственном участии Санкт-Петербурга поднялась в предыдущем рейтинге «Doing Business 2016» до 51-й позиции. Есть веские основания полагать, что и сейчас Российская Федерация продвинется в этом рейтинге.

Отдельно хотел бы остановиться на позициях Петербурга в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В 2016 году наш город шагнул вверх на 4 ступени, переместившись с 26-го на 22 место. Таким образом, и в этом рейтинге на протяжении двух последних лет Петербург сохраняет положительную динамику. Я рассчитываю, что в результате нашей совместной работы Санкт-Петербург вновь укрепит позиции в Национальном рейтинге-2017.

Мы считаем рейтинг, составляемый Агентством Стратегических инициатив, одним из значимых критериев того, как город строит отношения с инвесторами. Мы понимаем, что этот критерий не единственный, и что рейтинг инвестиционного климата не оценивает инвестиционную привлекательность региона – то, в чем Петербург особенно силен. Но результаты города, очевидно, были бы еще лучше, если бы мы активнее снимали административные барьеры и перенимали передовые практики работы с бизнесом, которые уже применяются в других регионах  Российской Федерации.

У нашего города есть все предпосылки для дальнейшего продвижения в различных рейтингах инвестиционного климата. У нас есть качественное региональное законодательство, которое значительно дополнено и актуализировано в соответствии с новыми задачами. Есть уникальная по своим масштабам практика государственно-частного партнерства. Есть Совет по инвестициям, который только в этом году одобрил 8 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций 48,4 миллиарда рублей. До конца года мы планируем провести еще два заседания Совета.

Но сегодня эффективность взаимодействия власти и бизнеса в Петербурге необходимо не просто повысить, а вывести на новый уровень. Поэтому недавно я взял под личный контроль работу городского Штаба по улучшению условий ведения бизнеса. Призываю вас, уважаемые коллеги, принимать активное участие в совещаниях рабочих групп Штаба.

Миссия Штаба гораздо шире, чем улучшение позиций Петербурга в Национальном рейтинге инвестклимата. Он возьмет на себя роль коммуникатора между различными отраслями экономики и органами власти, а также займется выявлением проблемных моментов в бизнес-климате города. Тех узких мест, которых, может быть, не замечают руководители исполнительных органов государственной власти, но которые нужно «расшивать», чтобы не тормозились инициативы, новые идеи и важные начинания.

Проводником реализации решений Штаба будет Проектный офис Правительства Санкт-Петербурга, созданный в составе Администрации Губернатора.

Поскольку наш город - один из ведущих регионов России по привлечению инвестиций, мы должны не только наверстывать то, что где-то упустили, но и активно работать на опережение. Совсем недавно Президент нашей страны В.В. Путин, говоря об устранении препятствий на пути частной инициативы, подчеркнул: «Речь идёт не только об административных барьерах, связанных с выходом на рынок. Особого внимания требуют технологические вопросы – доступ к наилучшим технологиям и квалифицированной рабочей силе».

Уважаемые коллеги!

Сфера высоких технологий и IT уже определена в качестве приоритетной для привлечения инвестиций в петербургских документах стратегического планирования наряду с транспортом и логистикой, наукой и культурой, туризмом и комплексным развитием территорий. Однако теперь в этом ряду вопросы развития технологий и связанные с ними инвестиционные проекты должны выйти на четкое первое место. И получить преимущественный доступ ко всем ресурсам города – финансовым, территориальным, людским и административным.

В апреле этого года Санкт-Петербург стал одним из центров разработки региональной модели Национальной технологической инициативы. Я поставил задачу уже в ноябре открыть в нашем городе так называемую «точку кипения» - дискуссионную площадку для обсуждения проектов по направлениям НТИ в регионе.

Кроме того, в ближайшее время из числа руководителей лидирующих организаций и компаний, входящих в федеральные Рабочие группы НТИ, будет сформирована Рабочая группа при губернаторе по развитию отрасли информационных и конвергентных технологий.

Концентрация сил и средств на НТИ должна сочетаться с обеспечением притока инвестиций в уже существующие конкурентоспособные отрасли и предприятия города. Приоритетными для Петербурга по-прежнему остаются фармкластер, медицина и электроника, производство двигателей, электрооборудования и станков. Необходимо также сохранить традиционно передовые позиции города в энергомашиностроении и судостроении.

Для улучшения условий ведения бизнеса в этих отраслях Петербург предусматривает следующие ключевые меры. Будет расширена на 52 гектара территория ОЭЗ «Новоорловская», где успешно трудятся фармацевтические и другие компании. Сама ОЭЗ перейдет в ведение города. Запланировано увеличение бюджета Фонда поддержки промышленности. Его средства направляются на модернизацию существующих и создание новых высокотехнологичных производств крупными предприятиями. Каждый рубль, вложенный городом в этот Фонд, способен привлечь до 7 рублей частных инвестиций.   

До конца текущего года должна быть разработана нормативно-правовая база для реализации Специального инвестиционного контракта. Этот инструмент финансовой поддержки гарантирует бизнесу стабильный налоговый режим, а городу – выпуск необходимой ему продукции в кратчайшие сроки.  

Правительством Петербурга подготовлен законопроект, стимулирующий создание технопарков с существенными льготами на базе действующих промышленных предприятий.  Также я считаю необходимым предоставить налоговые льготы для управляющих компаний технопарков и малых производственных компаний – резидентов этих технопарков. Соответствующие предложения уже разрабатываются и будут представлены на рассмотрение до конца 1 квартала 2017 года.

В следующем году мы планируем активизировать работу по формированию в Пушкинском районе инновационного кластера мирового уровня – «Иннограда науки и технологий». Он будет создан на базе одного из ведущих вузов страны, Университета ИТМО. Данный проект в августе этого года был презентован Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву и получил позитивную оценку. Город подготовил заявку на включение «Иннограда» в перечень инновационных кластеров - участников приоритетного проекта Минэкономразвития России.  Поскольку «Инноград» задуман, как пул участников региональных кластеров в сферах IT, радиоэлектроники, медицинского приборостроения и биофармацевтических технологий, мы также рассчитываем на его поддержку в рамках реализации Национальной технологической инициативы.

Следующим приоритетом инвестиционной политики города, причем приоритетом неизменным, является сохранение нашего уникального исторического наследия. Первые шаги, сделанные в этом направлении, помогли нам на примере Конюшенного ведомства, образно говоря, провести «красную линию» в отношениях с девелоперами. Тем не менее, мы отдаем себе отчет, что без участия частного капитала сохранить наши памятники, и прежде всего так называемую рядовую архитектуру, городу не удастся.

Для привлечения новых инвестиций в восстановление и реконструкцию объектов культурного наследия Санкт-Петербурга, приспособления их для современного использования подготовлен и проходит согласования законопроект «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» и Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций». С его помощью мы планируем установить льготы по налогу на имущество организаций для собственников, осуществивших в течение трех любых календарных лет подряд вложения на сумму от 500 млн рублей и выше, в проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, расположенного на территории Санкт-Петербурга. Срок пользования налоговой льготой будет зависеть от общей суммы вложений. Это три налоговых периода при вложениях от 500 млн до 1 млрд рублей и пять налоговых периодов при вложениях на сумму более 1 млрд рублей.

Рост туристического потока и предстоящие крупные спортивные события заставляют нас ускорить работу по привлечению внебюджетных средств в создание качественной гостиничной инфраструктуры. Ранее инвесторам было предложено получать и выкупать на льготных условиях земельные участки для строительства новых гостиниц, а недавно – и здания для реконструкции под гостиницу на основе концессионного соглашения. Это позволят инвестору значительно снизить затраты на инвестиционном этапе. Ожидаем, что первые частные концессионные инициативы появятся уже до конца этого года.

Напомню также, что Правительством города в декабре 2015 года в Законодательное Собрание внесен проект закона, который призван освободить от уплаты налога на имущество организации, вложивших сумму от 100 млн рублей в объект недвижимого имуществ, используемый в гостиничной деятельности. Инвестиции должны быть осуществлены в течение не более трех любых календарных лет подряд с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года. Пользуясь случаем, прошу депутатов Законодательного Собрания нового созыва ускорить работу над этим законопроектом.

Город не планирует брать передышку и на таком важном направлении инвестиционной политики, как транспортная инфраструктура. Все вы знаете, что через несколько недель войдет в строй на всем своем протяжении Западный скоростной диаметр, который значительно повысит качество городской среды. Уже готовится допсоглашение с нашими партнерами по этому проекту о строительстве трех новых съездов с магистрали.

Как вы знаете, Западный скоростной диаметр является первым проектом такого масштаба, реализованного в России на основе механизма государственно-частного партнерства. Мы уже сейчас видим, что его ввод в эксплуатацию повышает число желающих инвестировать в транспортную инфраструктуру Санкт-Петербурга. Это позволит городу расширить использование схемы ГЧП в развитии дорожной сети и транспортного комплекса города. Следующим сопоставимым по затратам инвестиционным проектом в сфере инфраструктуры станет создание так называемого «восточного скоростного радиуса» – широтной магистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая и Зольная.

В 2017 году в активную фазу вступит реализация проекта реконструкции трамвайной сети в Красногвардейском районе. Он ценен еще и потому, что осуществляется на основе первого для нашего города концессионного соглашения. Важными инвестиционными проектами я считаю строительство сети газозаправочных станций – первая из них будет создана уже в конце этого года, а также создание инновационного газомоторного автобусного парка, который будет обслуживать два района на севере Санкт-Петербурга. Перевод на газ не только улучшит экологическую обстановку, но и значительно повысит комфорт поездок в общественном транспорте.

Темпы привлечения внебюджетных средств в медицину Санкт-Петербурга и индустрию здоровья позволяет говорить, что и это направление в дальнейшем останется одним из приоритетных.

В этом году итальянская компания «Impresa Pizzarotti» «вошла» в проект создания лечебно-реабилитационного корпуса Городской больницы №40 Курортного района. Размер ее пакета составляет 70%, а объем инвестиций составляет, напомню, порядка 7 млрд руб.

Неделю назад город объявил конкурс на выбор партнера в еще одном крупном проекте - строительстве консультационно-диагностического центра амбулаторно-поликлинического типа в Пушкинском районе. Он сможет принимать 1180 посещений в смену. Это важный шаг по созданию в Петербурге двухуровневой схемы оказания первичной медицинской помощи. Причем первичное звено – центры общей врачебной практики – мы уже развиваем и планируем развивать дальше при непосредственном участии частных компаний. Сегодня они составляют примерно четверть от 83 таких центров.

В следующем году примет первых пациентов уникальный для нашей страны Центр протонной лучевой терапии. Его современное оборудование даст возможность лечить онкологические заболевания самым передовым на сегодняшний день методом.  Хочу поблагодарить инвесторов этого проекта за их решение реализовать его именно в нашем городе.

В этом году были открыты два новых комплекса плавательных бассейнов в Кировском и Красносельском районах города. Инвесторы построили и оборудовали их по самым высоким стандартам качества. До конца года планируется завершить строительство бассейна на Народной улице в Невском районе. Всего компания планирует инвестировать в проект более 6 миллиардов рублей. В этом году проект получил статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга.

Я считаю, что вслед за медициной и индустрией здоровья бизнес оценит привлекательность и такого направления для инвестиций, как создание в Петербурге доступной социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства. Первый опыт закупки услуг для одиноких пожилых петербуржцев в негосударственном секторе оказался вполне успешным. Городское Правительство намерено пойти еще дальше и предложить бизнесу сразу несколько зданий с земельными участками. Сдать их в концессию, отремонтировать за счет партнеров и дальше платить из бюджета по установленным тарифам только за проживание и медицинский уход наших пожилых граждан. Уверен, что данные услуги будут востребованы не только городом, но и представителями среднего класса, которые готовы обеспечить достойную старость своим родителям.

Уважаемые коллеги, в 2017 году город продолжит эффективную и последовательную работу по всем обозначенным направлениям. При этом нам предстоит направить совместные усилия на решение еще одной важнейшей задачи, без которой все наши проекты в буквальном смысле слова будут «оторваны от земли». Я имею ввиду то обстоятельство, что в 2019 году Санкт-Петербургу предстоит принять новый Генеральный план развития города. Территориальные ресурсы города сегодня весьма ограничены. В этой связи необходимо уже в краткосрочной перспективе разработать базовый перечень объектов городской инфраструктуры, необходимых для поэтапной реализации Стратегии-2030 с целью формирования Программы перспективного инвестиционного развития Санкт-Петербурга до 2030 года. На ее основе необходимо будет сформировать План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе на очередной год. Считаю, что базовый перечень объектов городской инфраструктуры должен быть подготовлен в рамках разрабатываемого в настоящее время Генерального плана Санкт-Петербурга. Прошу всех заинтересованных представителей бизнеса активно участвовать в подготовке и разработке Генерального плана. Ваши предложения для нас будут очень важны и интересны, и обязательно будут учтены. 

Хочу еще раз напомнить слова Президента России и выразить надежду, что в решении масштабных задач, стоящих перед городом, власть и уважаемое бизнес-сообщество будут исходить из философии общего дела. Нам предстоит общими усилиями в сжатые сроки улучшить условия ведения бизнеса, вместе работать над дальнейшим наращиванием инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга, повышением его привлекательности для инвесторов, туристов и квалифицированной рабочей силы.

Убежден, что грамотные и энергичные совместные действия позволят нам обеспечить экономический рост и повышение качества жизни петербуржцев.