Дорогие друзья!

Санкт-Петербург – крупнейший деловой центр, культурная столица России, город передовой науки и инноваций. Он принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся регионов страны.

Петербургский бизнес-климат сочетает значительный бизнес-потенциал и минимальные риски для инвесторов. Многие мировые компании выбрали наш город для ведения своего бизнеса. Городская экономика и финансы сохраняют безусловную привлекательность для дальнейшего притока капитала.

Мы развиваем сотрудничество и укрепляем партнерские связи со многими городами и странами. Город на Неве интересен инвесторам диверсифицированной экономикой, мощным промышленным комплексом, разветвленной транспортно-логистической инфраструктурой. Здесь сосредоточен огромный кадровый и интеллектуальный потенциал.

Привлечение инвестиций – стратегически важное направление в деятельности Правительства Санкт-Петербурга. Мы работаем с инвесторами на взаимовыгодных условиях, по принципу «единого окна». Это позволяет существенно сократить сроки рассмотрения предложений инвесторов, согласования всех необходимых документов и процедур.

Город идет навстречу предпринимателям, чьи проекты имеют особую значимость для региона. Санкт-Петербург всегда был и продолжает оставаться открытым для новых, прогрессивных технологий, перспективных разработок и идей.

Добро пожаловать в Санкт-Петербург – город больших инвестиционных возможностей!

 

Послание губернатора Санкт-Петербурга к инвесторам в 2016 году

 

Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать участников первого Ежегодного Инвестиционного форума!

Новый Форум необходим Санкт-Петербургу. Мы активно взаимодействуем с представителями крупного, среднего и малого бизнеса в рамках различных советов при губернаторе, обсуждаем программы и конкретные инвестиционные проекты. Однако единой площадки, где диалог бизнеса и власти мог бы строиться на философии «общего дела», к чему нас призывает Президент России, Петербургу явно не хватало. Я считаю, что Инвестиционный форум восполнит этот пробел. Я уверен, что он поможет нам лучше прочувствовать пульс бизнес-сообщества, сообща наметить дальнейшие шаги по улучшению инвестиционного климата и привлечению новых капиталовложений в экономику города.

Кроме того, мне как губернатору новая площадка дает возможность поговорить с предпринимателями, жителями нашего города в формате инвестиционного послания. Свое выступление я как раз и рассматриваю как инвестиционное послание на 2017 год. Заранее, за два месяца до начала следующего года, мы обозначаем основные направления и приоритеты инвестиционной политики города. Это позволит заблаговременно скорректировать планы работы органов власти и внести в них дополнительные меры по реализации инвестиционной политики.

Вместе со всей страной Петербург сегодня вступает в новую фазу развития. Задачи макроэкономической стабилизации, которые стояли перед городом в 2014-2016 годах, в целом решены успешно. Общими усилиями на этом временном отрезке нам удалось сохранить инвестиционную привлекательность города на фоне неблагоприятной экономической и внешнеполитической конъюнктуры, а также избежать падения объемов инвестиций. Более того, в фактически действующих ценах за четыре предыдущих года Петербург сумел увеличить инвестиции в основной капитал на 48%. Это один из самых лучших результатов в России.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить руководство нашей страны за поддержку на высшем уровне масштабной модернизации оборонно-промышленного комплекса Петербурга,  других проектов развития города, в первую очередь – международных. Я также хотел бы адресовать слова благодарности тем предпринимателям, которые в трудную минуту поверили Правительству и вложили средства в развитие действующих производств, в создание новых производственных площадок либо договорились с городом о новых инвестициях. Напомню, что только в рамках Петербургского международного экономического форума минувшим летом город подписал 24 соглашения о реализации конкретных инвестиционных проектов на 118 миллиардов рублей.

Последовательное продвижение по направлениям, указанным в стратегических документах Санкт-Петербурга, привлечение инвестиций в секторы, не связанные с нефтью и газом, позволили нам очень серьезно поднять уровень диверсификации экономики города. Когда в декабре прошлого года международное агентство Moody’s повышало нашему городу прогноз рейтинга с «негативного» на «стабильный», была особо отмечена устойчивость Петербурга к снижению цен на углеводороды. В текущем году уменьшение зависимости от нескольких крупных налогоплательщиков стало важнейшим фактором устойчивости нашего бюджета и социально-экономического развития города в целом.  

Ведущие рейтинговые агентства России, включая «РА-Эксперт», также не ошиблись, когда в конце 2015 года присвоили Санкт-Петербургу наивысшие инвестиционные рейтинги. Сегодня результаты, достигнутые по итогам трех кварталов, позволяют говорить о стабильности городской экономики. Статистика фиксирует небольшое, но достаточно уверенное повышение основных экономических показателей. Промышленное производство с начала года увеличилось на 3,4%. Это, кстати, намного лучше среднего по Российской Федерации. Уровень занятости составляет 73,5% от численности экономически активного населения, он самый высокий за всю историю наблюдений. Оптовая торговля показала рост практически на 38% к трем кварталам предыдущего года. Рост грузоперевозок составил более 10%. Как следствие, поступления в бюджет Петербурга по налогу на прибыль предприятий нарастающим итогом увеличились на 5% в первом квартале, на 13% – во втором и на 18% – в третьем квартале.

Инвестиции в основной капитал городских предприятий по итогам первого полугодия составили 205 миллиардов рублей, что на 12% больше аналогичного периода 2015 года. Важная деталь: в структуре инвестиций по источникам финансирования доля собственных средств инвесторов выросла до 57%, а привлеченные средства сократились до 43%. Снизились, пусть и ненамного, всего на 3%, бюджетные инвестиции. Они составили 18%.

Таким образом, что в Петербурге уменьшается общая зависимость инвестиционных программ как от бюджетных средств, так и от банковских кредитов. Это подтверждает и рост количества соглашений о строительстве новых социальных объектов на инвестиционной основе.  С 2012 года по настоящее время городом и застройщиками было заключено 107 соглашений по 196 объектам социального назначения на общую сумму порядка 81,5 млрд руб. А по результатам одного только 2016 года планируется заключить в общей сложности 50 соглашений по развитию 80 объектов социальной инфраструктуры на общую сумму 46,4 млрд руб.

Сохраняется устойчивый интерес к нашему городу со стороны иностранного бизнеса. В 2015 году в Петербург поступило 7,5 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. Конечно, это меньше чем рекордный показатель города в 2013-м году, когда мы привлекли более 13 млрд. Но это на миллиард с лишним долларов больше, чем в благополучном докризисном 2007-м (6,3 млрд).

В текущем году приток иностранных инвестиций продолжается. Иностранные компании не только не закрывают свои проекты в Санкт-Петербурге, а наоборот – заявляют о готовности их расширять. Среди таких компаний – «Fazer», «Procter&Gamble», «Wrigley» и многие другие. Кстати, компания «Wrigley» в сентябре запустила новую линию производства на своей фабрике в Петербурге, а также стала налоговым резидентом нашего города.

Хочу подчеркнуть, что в рамках реализации нашей Инвестиционной стратегии мы не ориентируемся исключительно на крупный иностранный капитал. Работа по его привлечению, естественно, продолжается, однако в обозримом будущем на этом направлении вряд ли стоит ожидать каких-то прорывных достижений с учетом внешнеполитической конъектуры. Не случайно ключевые мероприятия, которые город осуществлял на этапе сохранения макроэкономической стабильности, были адресованы, во-первых, компаниям любых масштабов деятельности, а, во-вторых, в значительной степени – отечественному бизнесу.

Естественные конкурентные преимущества Петербурга – близость к Евросоюзу, удобное географическое расположение, квалифицированная рабочая сила. Думаю, что в нынешних геополитических реалиях, из-за санкций и контр санкций, они становятся менее востребованы. С учетом того, что в экономике нашего города европейские партнеры традиционно играли более заметную роль, чем в экономике России в целом, мы в последние годы сосредоточили усилия на создании максимально благоприятных условий для развития бизнеса и новых возможностей для инвесторов всех без исключений – и иностранных, и российских.

Я имею в виду не только снижение планки для получения статуса стратегического инвестпроекта Санкт-Петербурга, предоставление таким инвесторам земельных участков на особых условиях и другие меры поддержки проектов, имеющих для города особую значимость. Введенные нами новые налоговые льготы для компаний, вкладывающих средства в основные фонды и в создание высокооплачиваемых рабочих мест, способствовали появлению в Петербурге значительного числа представителей среднего бизнеса. В том числе предприятий, занимающих крепкие позиции в перспективных сферах экономики, включая производителей программного обеспечения. К заметному росту налоговых поступлений привели и наши шаги навстречу малому бизнесу, связанные с увеличением адресных субсидий и снижением налогового бремени.

В 2015-2016 годах Правительством Санкт-Петербурга были достигнуты заметные результаты в сокращении административных барьеров. В частности, часть бюрократических процедур удалось отменить за счет оптимизации законодательства в сфере строительства. Время получения разрешения на строительство уменьшилось с 540 до 212 дней. Однако большую часть работы нам еще предстоит выполнить. Также в соответствии с планами, установленными совместно с Министерством строительства Российской Федерации, сейчас активно ведется работа по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид.

За последний год Петербург сумел повысить доступность энергетической инфраструктуры. Обеспечена возможность технологического присоединения к электрическим сетям в течение 7 дней и одновременное заключение договора энергоснабжения по принципу «одного окна». Присоединение к электросетям у нас осуществляется в 3 этапа. Это достаточно высокий показатель в мировой практике. В этом году наша система технологического присоединения к электросетям признана «Лучшей практикой» в России.

Кроме того, мы избавили участников рынка от необходимости получать разрешения на строительство ряда объектов энергетической инфраструктуры, что позволит развивать ее более быстрыми темпами.

Также за последний год в Петербурге выполнено, в том числе с опережением сроков, более 80% мероприятий «Дорожной карты» по формированию благоприятного делового климата.

Буквально через неделю будет опубликован рейтинг Всемирного банка «Doing Business 2017». Как вы знаете, наша страна при непосредственном участии Санкт-Петербурга поднялась в предыдущем рейтинге «Doing Business 2016» до 51-й позиции. Есть веские основания полагать, что и сейчас Российская Федерация продвинется в этом рейтинге.

Отдельно хотел бы остановиться на позициях Петербурга в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В 2016 году наш город шагнул вверх на 4 ступени, переместившись с 26-го на 22 место. Таким образом, и в этом рейтинге на протяжении двух последних лет Петербург сохраняет положительную динамику. Я рассчитываю, что в результате нашей совместной работы Санкт-Петербург вновь укрепит позиции в Национальном рейтинге-2017.

Мы считаем рейтинг, составляемый Агентством Стратегических инициатив, одним из значимых критериев того, как город строит отношения с инвесторами. Мы понимаем, что этот критерий не единственный, и что рейтинг инвестиционного климата не оценивает инвестиционную привлекательность региона – то, в чем Петербург особенно силен. Но результаты города, очевидно, были бы еще лучше, если бы мы активнее снимали административные барьеры и перенимали передовые практики работы с бизнесом, которые уже применяются в других регионах  Российской Федерации.

У нашего города есть все предпосылки для дальнейшего продвижения в различных рейтингах инвестиционного климата. У нас есть качественное региональное законодательство, которое значительно дополнено и актуализировано в соответствии с новыми задачами. Есть уникальная по своим масштабам практика государственно-частного партнерства. Есть Совет по инвестициям, который только в этом году одобрил 8 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций 48,4 миллиарда рублей. До конца года мы планируем провести еще два заседания Совета.

Но сегодня эффективность взаимодействия власти и бизнеса в Петербурге необходимо не просто повысить, а вывести на новый уровень. Поэтому недавно я взял под личный контроль работу городского Штаба по улучшению условий ведения бизнеса. Призываю вас, уважаемые коллеги, принимать активное участие в совещаниях рабочих групп Штаба.

Миссия Штаба гораздо шире, чем улучшение позиций Петербурга в Национальном рейтинге инвестклимата. Он возьмет на себя роль коммуникатора между различными отраслями экономики и органами власти, а также займется выявлением проблемных моментов в бизнес-климате города. Тех узких мест, которых, может быть, не замечают руководители исполнительных органов государственной власти, но которые нужно «расшивать», чтобы не тормозились инициативы, новые идеи и важные начинания.

Проводником реализации решений Штаба будет Проектный офис Правительства Санкт-Петербурга, созданный в составе Администрации Губернатора.

Поскольку наш город - один из ведущих регионов России по привлечению инвестиций, мы должны не только наверстывать то, что где-то упустили, но и активно работать на опережение. Совсем недавно Президент нашей страны В.В. Путин, говоря об устранении препятствий на пути частной инициативы, подчеркнул: «Речь идёт не только об административных барьерах, связанных с выходом на рынок. Особого внимания требуют технологические вопросы – доступ к наилучшим технологиям и квалифицированной рабочей силе».

Уважаемые коллеги!

Сфера высоких технологий и IT уже определена в качестве приоритетной для привлечения инвестиций в петербургских документах стратегического планирования наряду с транспортом и логистикой, наукой и культурой, туризмом и комплексным развитием территорий. Однако теперь в этом ряду вопросы развития технологий и связанные с ними инвестиционные проекты должны выйти на четкое первое место. И получить преимущественный доступ ко всем ресурсам города – финансовым, территориальным, людским и административным.

В апреле этого года Санкт-Петербург стал одним из центров разработки региональной модели Национальной технологической инициативы. Я поставил задачу уже в ноябре открыть в нашем городе так называемую «точку кипения» - дискуссионную площадку для обсуждения проектов по направлениям НТИ в регионе.

Кроме того, в ближайшее время из числа руководителей лидирующих организаций и компаний, входящих в федеральные Рабочие группы НТИ, будет сформирована Рабочая группа при губернаторе по развитию отрасли информационных и конвергентных технологий.

Концентрация сил и средств на НТИ должна сочетаться с обеспечением притока инвестиций в уже существующие конкурентоспособные отрасли и предприятия города. Приоритетными для Петербурга по-прежнему остаются фармкластер, медицина и электроника, производство двигателей, электрооборудования и станков. Необходимо также сохранить традиционно передовые позиции города в энергомашиностроении и судостроении.

Для улучшения условий ведения бизнеса в этих отраслях Петербург предусматривает следующие ключевые меры. Будет расширена на 52 гектара территория ОЭЗ «Новоорловская», где успешно трудятся фармацевтические и другие компании. Сама ОЭЗ перейдет в ведение города. Запланировано увеличение бюджета Фонда поддержки промышленности. Его средства направляются на модернизацию существующих и создание новых высокотехнологичных производств крупными предприятиями. Каждый рубль, вложенный городом в этот Фонд, способен привлечь до 7 рублей частных инвестиций.   

До конца текущего года должна быть разработана нормативно-правовая база для реализации Специального инвестиционного контракта. Этот инструмент финансовой поддержки гарантирует бизнесу стабильный налоговый режим, а городу – выпуск необходимой ему продукции в кратчайшие сроки.  

Правительством Петербурга подготовлен законопроект, стимулирующий создание технопарков с существенными льготами на базе действующих промышленных предприятий.  Также я считаю необходимым предоставить налоговые льготы для управляющих компаний технопарков и малых производственных компаний – резидентов этих технопарков. Соответствующие предложения уже разрабатываются и будут представлены на рассмотрение до конца 1 квартала 2017 года.

В следующем году мы планируем активизировать работу по формированию в Пушкинском районе инновационного кластера мирового уровня – «Иннограда науки и технологий». Он будет создан на базе одного из ведущих вузов страны, Университета ИТМО. Данный проект в августе этого года был презентован Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву и получил позитивную оценку. Город подготовил заявку на включение «Иннограда» в перечень инновационных кластеров - участников приоритетного проекта Минэкономразвития России.  Поскольку «Инноград» задуман, как пул участников региональных кластеров в сферах IT, радиоэлектроники, медицинского приборостроения и биофармацевтических технологий, мы также рассчитываем на его поддержку в рамках реализации Национальной технологической инициативы.

Следующим приоритетом инвестиционной политики города, причем приоритетом неизменным, является сохранение нашего уникального исторического наследия. Первые шаги, сделанные в этом направлении, помогли нам на примере Конюшенного ведомства, образно говоря, провести «красную линию» в отношениях с девелоперами. Тем не менее, мы отдаем себе отчет, что без участия частного капитала сохранить наши памятники, и прежде всего так называемую рядовую архитектуру, городу не удастся.

Для привлечения новых инвестиций в восстановление и реконструкцию объектов культурного наследия Санкт-Петербурга, приспособления их для современного использования подготовлен и проходит согласования законопроект «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» и Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций». С его помощью мы планируем установить льготы по налогу на имущество организаций для собственников, осуществивших в течение трех любых календарных лет подряд вложения на сумму от 500 млн рублей и выше, в проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, расположенного на территории Санкт-Петербурга. Срок пользования налоговой льготой будет зависеть от общей суммы вложений. Это три налоговых периода при вложениях от 500 млн до 1 млрд рублей и пять налоговых периодов при вложениях на сумму более 1 млрд рублей.

Рост туристического потока и предстоящие крупные спортивные события заставляют нас ускорить работу по привлечению внебюджетных средств в создание качественной гостиничной инфраструктуры. Ранее инвесторам было предложено получать и выкупать на льготных условиях земельные участки для строительства новых гостиниц, а недавно – и здания для реконструкции под гостиницу на основе концессионного соглашения. Это позволят инвестору значительно снизить затраты на инвестиционном этапе. Ожидаем, что первые частные концессионные инициативы появятся уже до конца этого года.

Напомню также, что Правительством города в декабре 2015 года в Законодательное Собрание внесен проект закона, который призван освободить от уплаты налога на имущество организации, вложивших сумму от 100 млн рублей в объект недвижимого имуществ, используемый в гостиничной деятельности. Инвестиции должны быть осуществлены в течение не более трех любых календарных лет подряд с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года. Пользуясь случаем, прошу депутатов Законодательного Собрания нового созыва ускорить работу над этим законопроектом.

Город не планирует брать передышку и на таком важном направлении инвестиционной политики, как транспортная инфраструктура. Все вы знаете, что через несколько недель войдет в строй на всем своем протяжении Западный скоростной диаметр, который значительно повысит качество городской среды. Уже готовится допсоглашение с нашими партнерами по этому проекту о строительстве трех новых съездов с магистрали.

Как вы знаете, Западный скоростной диаметр является первым проектом такого масштаба, реализованного в России на основе механизма государственно-частного партнерства. Мы уже сейчас видим, что его ввод в эксплуатацию повышает число желающих инвестировать в транспортную инфраструктуру Санкт-Петербурга. Это позволит городу расширить использование схемы ГЧП в развитии дорожной сети и транспортного комплекса города. Следующим сопоставимым по затратам инвестиционным проектом в сфере инфраструктуры станет создание так называемого «восточного скоростного радиуса» – широтной магистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая и Зольная.

В 2017 году в активную фазу вступит реализация проекта реконструкции трамвайной сети в Красногвардейском районе. Он ценен еще и потому, что осуществляется на основе первого для нашего города концессионного соглашения. Важными инвестиционными проектами я считаю строительство сети газозаправочных станций – первая из них будет создана уже в конце этого года, а также создание инновационного газомоторного автобусного парка, который будет обслуживать два района на севере Санкт-Петербурга. Перевод на газ не только улучшит экологическую обстановку, но и значительно повысит комфорт поездок в общественном транспорте.

Темпы привлечения внебюджетных средств в медицину Санкт-Петербурга и индустрию здоровья позволяет говорить, что и это направление в дальнейшем останется одним из приоритетных.

В этом году итальянская компания «Impresa Pizzarotti» «вошла» в проект создания лечебно-реабилитационного корпуса Городской больницы №40 Курортного района. Размер ее пакета составляет 70%, а объем инвестиций составляет, напомню, порядка 7 млрд руб.

Неделю назад город объявил конкурс на выбор партнера в еще одном крупном проекте - строительстве консультационно-диагностического центра амбулаторно-поликлинического типа в Пушкинском районе. Он сможет принимать 1180 посещений в смену. Это важный шаг по созданию в Петербурге двухуровневой схемы оказания первичной медицинской помощи. Причем первичное звено – центры общей врачебной практики – мы уже развиваем и планируем развивать дальше при непосредственном участии частных компаний. Сегодня они составляют примерно четверть от 83 таких центров.

В следующем году примет первых пациентов уникальный для нашей страны Центр протонной лучевой терапии. Его современное оборудование даст возможность лечить онкологические заболевания самым передовым на сегодняшний день методом.  Хочу поблагодарить инвесторов этого проекта за их решение реализовать его именно в нашем городе.

В этом году были открыты два новых комплекса плавательных бассейнов в Кировском и Красносельском районах города. Инвесторы построили и оборудовали их по самым высоким стандартам качества. До конца года планируется завершить строительство бассейна на Народной улице в Невском районе. Всего компания планирует инвестировать в проект более 6 миллиардов рублей. В этом году проект получил статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга.

Я считаю, что вслед за медициной и индустрией здоровья бизнес оценит привлекательность и такого направления для инвестиций, как создание в Петербурге доступной социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства. Первый опыт закупки услуг для одиноких пожилых петербуржцев в негосударственном секторе оказался вполне успешным. Городское Правительство намерено пойти еще дальше и предложить бизнесу сразу несколько зданий с земельными участками. Сдать их в концессию, отремонтировать за счет партнеров и дальше платить из бюджета по установленным тарифам только за проживание и медицинский уход наших пожилых граждан. Уверен, что данные услуги будут востребованы не только городом, но и представителями среднего класса, которые готовы обеспечить достойную старость своим родителям.

Уважаемые коллеги, в 2017 году город продолжит эффективную и последовательную работу по всем обозначенным направлениям. При этом нам предстоит направить совместные усилия на решение еще одной важнейшей задачи, без которой все наши проекты в буквальном смысле слова будут «оторваны от земли». Я имею ввиду то обстоятельство, что в 2019 году Санкт-Петербургу предстоит принять новый Генеральный план развития города. Территориальные ресурсы города сегодня весьма ограничены. В этой связи необходимо уже в краткосрочной перспективе разработать базовый перечень объектов городской инфраструктуры, необходимых для поэтапной реализации Стратегии-2030 с целью формирования Программы перспективного инвестиционного развития Санкт-Петербурга до 2030 года. На ее основе необходимо будет сформировать План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе на очередной год. Считаю, что базовый перечень объектов городской инфраструктуры должен быть подготовлен в рамках разрабатываемого в настоящее время Генерального плана Санкт-Петербурга. Прошу всех заинтересованных представителей бизнеса активно участвовать в подготовке и разработке Генерального плана. Ваши предложения для нас будут очень важны и интересны, и обязательно будут учтены. 

Хочу еще раз напомнить слова Президента России и выразить надежду, что в решении масштабных задач, стоящих перед городом, власть и уважаемое бизнес-сообщество будут исходить из философии общего дела. Нам предстоит общими усилиями в сжатые сроки улучшить условия ведения бизнеса, вместе работать над дальнейшим наращиванием инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга, повышением его привлекательности для инвесторов, туристов и квалифицированной рабочей силы.

Убежден, что грамотные и энергичные совместные действия позволят нам обеспечить экономический рост и повышение качества жизни петербуржцев.